BlackWolf

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » BlackWolf » Общение гильдии BlackWolf » Интересно почитать на досуге.


Интересно почитать на досуге.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Оборотни в славянском язычестве

Оборотни в славянском язычестве
Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии. Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака — умыканием (насильственным уводом невесты).

Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну» (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи). По мнению Ф. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице: «Серый волк на небе звезды ловит.» В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное — да, но не в коем случае — не страшное и ужасное.

Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым: «На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.»

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а мужчин некоторых племен называли «лютичи». Способность превращаться в волка издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу. «Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям». В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем — узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров(славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.

А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича:

А и на небе просветя светлел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славное царство Индейское,
А и синея море сколыбалося
Для-ради рождения богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича.

Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх — это киевский князь Олег, считавшийся вещим ( другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati — «знать»: укр.вiщун — «волк-оборотень», др.-чеш.vedi — «волчицы-оборотни», словен. vedomci, vedunci, vedarci — «волки-оборотни»). Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который «...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал...» (Слово о полку Игореве).

Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе — птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных.

Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря.

С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях — волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России. Интересная трансформация темы оборотничества обнаруживается в записанном И.В. Карнауховой на Русском Севере повествование об одном из героев Гражданской войны, «прославившимся» своей жестокостью: в этом рассказе партизанский командир выступает как волк-оборотень, губящий людей.

2

Белый волк

Сегодня мы обсудим с вами такую мистическую тему, как белые волки. Почему белые волки считаются зверями таинственными? Похожи ли белые волки чем-то на человека? Именно об этом и пойдет речь. В нашем мире, где все правит индустрия отдыха, нет места таким созданиям, как белые волки. Да, это действительно так, белые волки крайне плохо уживаются со всем этим миром: миром отелей, туров, круизов, виз, авто... А ведь белые волки – это часть природы, часть того мира, где нет условностей, зато есть милые и дорогие сердцу создания.

Кстати, вам известно, почему именно белые волки становятся часто предметом изучения ученых? Дело в том, что белые волки и наши с вами собаки – это одна семья. Да, те самые собаки, которые бегают у вас по квартире, кухне, мешают ремонту и строительству. Так вот, белые волки – ближайшие родственники наших с вами собак. Отсюда и кухня, которую любят и белые волки, и собаки. А любят они мясо и кости, в любом проявлении. Какая уж тут диета! Именно белые волки выбирают, что им есть, ни один человек не сможет этого сделать. Кстати, белые волки легче всего приручаются. Конечно, то, что белые волки – домашние животные, просто реклама. Реклама, которая призваны повысить интерес к покупкам таких милых созданий, как белые волки. С другой стороны, именно белые волки приручаются легче, чем все остальные животные. Стоит только показать им, что вы к ним относитесь с уважением. Нечего скрывать, белые волки – звери, которые не просто знают, что такое гордость, но и используют ее в отношении человека легко и безбоязненно. Дело в том, что в такой вещи, как белые волки единственное страхование вашего здоровья – это вы сами. Не хотите, чтобы белые волки принесли вам неприятности? Не хотите, чтобы белые волки принесли вам возможность лечения? Тогда будьте осторожны. Впрочем, белые волки довольно миролюбивы. Особенно маленькие белые волки. Они любят игры и при правильном подходе всегда рады вам. Словом, белые волки – подарок истории.

3

Волки это стоит знать.

Волки

Когда-то волкам не было равных среди крупных хищников - так широко они были распространены и так ловко добывали себе пропитание. Но волки мешали человеку в его охоте, изводили овечьи стада и даже считались людоедами - и человек истреблял их долгие годы... Сейчас волков молено встретить только в глухих лесах и высоко в горах.

Умные, хитрые и неприхотливые, волки жили повсюду. Обычные серые волки обитали в равнинных лесах и степях, высоко в горах, в полупустыне и в ледяной тундре... Чтобы выжить в столь разных средах, им приходилось довольствоваться любой добычей - от насекомых и мышей до могучих бизонов, лосей и овцебыков. Среди хищников волкам не было равных, но в неравной борьбе с людьми они проиграли.

Сохранилось всего два вида волков. Рыжие волки в прежние времена изобиловали на юго-востоке США, но сейчас их очень мало, а на воле, возможно, вообще не осталось. С другой стороны, серые волки до сих пор встречаются в Канаде, на Аляске, в Восточной Европе, Скандинавии, России, на Ближнем Востоке, в Средней Азии, и на просторах Сибири.

К серым волкам зоологи относят довольно непохожих друг на друга полярного волка, американского лесного волка, степного волка среднеазиатских пустынь и волка обыкновенного, сохранившегося в лесных и горных районах Восточной и Северной Европы. От серого обитателя чащи степной волк отличается поджаростью и более светлой мастью, а обитатель тундры полярный волк побольше своих собратьев и закутан в теплую, почти белую шубу. Волчья стая - это семья, в которой редко живет более 20 особей. В каждой стае бродит 6-8 взрослых волков, подчиняющихся вожаку и его подруге, волчице-матери. Это их дети, уже выросшие, но не сумевшие обзавестись собственными территориями. Детеныши в стае обычно рождаются только у пары вожаков. По своей природе волки тянутся друг к другу, помогают себе подобным и при этом жестко соблюдают иерархию, на вершине которой стоят вожак и его избранница; самец во главе стаи имеет побольше полномочий, чем его волчица, а всяк зверь рангом пониже хорошо знает свое место и статус. Если с вожаком или волчицей-матерью что-то случится, освободившееся место достанется кому-то другому, но конкуренция за место во главе стаи редко приводит к драке: волки понимают, что выяснение отношений такого рода может вывести из строя незаменимую в охоте "боевую единицу", и потому противостояния членов одной стаи носят чисто символический характер. Впрочем, любой волк, занимая свою нишу в стае, хотел бы подняться повыше, и когда вся стая собирается вместе, начинаются сложные ритуалы, в ходе которых звери проверяют, должен ли оставаться прежний порядок. Случается, что в такой игре кто-то оттесняет вожака, и тот, оказавшись на заднем плане, не всегда может смириться с поражением и навсегда уходит из стаи.
Территория

Самые молодые, занимающие нижние места в звериной иерархии самцы, которым нечего терять, тоже уходят из родных стай, надеясь встретить себе подобных и обзавестись своей стаей. Иногда таким одиночкам доводится преодолевать огромные расстояния.

Одинокий волк передвигается осторожно, избегая территорий, занятых другими стаями, и не нарушая их покой: встреча с численно превосходящими противниками может стать последним приключением в его жизни. Никогда не трогая своих, стая безжалостно расправится с чужаком. В поисках добычи волки забредают на фермы, где оказываются вблизи человека и рискуют расстаться с жизнью. Осенью и зимой стая рыщет по определенной территории; в лесу, где дичи хватает, эти пределы малы - не более 100 кв. км, а там, где добычу надо поискать, площадь "своих" земель возрастает в десять и более раз. Полярные волки, охотящиеся на северных оленей, из года в год следуют за их стадами по всей тундре; случается, что при стаде оленей есть своя волчья стая. Однажды зоологи проследили передвижения одной стаи по Аляске: волки за полтора месяца прошли 1100 км по просторам площадью 13 тысяч кв. км!
Как волки метят владения

Скитаясь по такой огромной территории, стая, естественно, не сможет сохранить на нее исключительные права, но лесные волки, владения которых поменьше, склонны видеть в них только свою землю. Волк метит свои владения собственным запахом (как? Так же, как наши собаки, поднимающие лапы у фонарных столбов), особенно усердствуя на пограничной полосе, чтобы соседи знали, кто здесь живет, и не совались, а то им не поздоровится.

Волки общаются между собой не только при помощи следов-меток, но и воем. Если одна стая нарвется на другую, потерь не избежать, и потому волки оглашают вытьем окрестности, сообщая другим о своем приближении. Выть начинает один волк, ему вторят остальные. Преследуя добычу, волки подвывают, оповещая собратьев о своем местонахождении. На вой одной стаи откликаются все стаи неподалеку, и в лесу поднимается немыслимая какофония. Впрочем, бывает и так, что одна из стай не подхватит чужой вой, - она численно мала, и потому ей лучше затаиться или даже потихоньку ретироваться по тем же соображениям. Кстати, одинокий волк не воет никогда.

Если стая не воет, то она или закрепляет за собой новую территорию, или готовится к засаде, почуяв добычу. Волчьи стаи применяют тактику бесшумного проникновения на новые земли там, где осталось мало свободных владений.
Размножение

Поздней весной волки меняют свои привычки. Они больше не скитаются, а рыщут в поисках добычи лишь вблизи логова, где собираются обзавестись потомством. Обычно логово подбирает и обустраивает беременная от вожака самка (скорее всего, эта пара не расстанется до конца жизни). Она вынашивает детенышей семь недель и приносит от 4 до 7 слепых и беспомощных малышей. С этого момента она не покидает логова недели три; добычу приносит отец семейства. Остальные члены стаи остаются поблизости и тоже подкармливают волчицу и ее выводок, пока волчата не подрастут. Когда волчица начинает сама выходить на охоту, стая присматривает за малышами.

Два или три месяца спустя волчата уже могут трусить вслед за стаей, и все волчье семейство покидает логово. Волчьи отпрыски пребывают при родителях несколько лет, осваивают премудрости охоты и по прошествии времени уходят, чтобы обзавестись собственными стаями.
Охота

Волков можно назвать приспособленцами - они едят все, что можно поймать, и всех, кто слабее их. Летом в рацион волков, как это ни странно, входят птицы, лягушки, жуки и даже вегетарианские блюда из лесных плодов и лишайников. Голодные волки едят и падаль, отдирая мясо от костей подобно стервятнику, - жуткая картина, способствовавшая распространению о них зловещих преданий. Если же волк не хочет довольствоваться лишь тем, что попадется ему на пути, он всегда выберет самого крупного зверя, чтобы приложенные усилия принесли как можно больше пищи. Одинокий волк будет рад небольшому оленю или овце, а стае и зверь покрупнее вполне по зубам.

Стая запросто может загнать и завалить лося весом в полтонны (и это при том, что один волк весит в десять раз меньше). Для этого нужны сила, решимость и слаженность действий, так что на охоте законы стаи воздаются волкам сторицей.

Главное охотничье средство волка - его нос, улавливающий малейший запах добычи. Почуяв запах, вся стая поворачивает головы в нужном направлении и замирает, чтобы хорошенько его запомнить. Волки виляют хвостами, словно предчувствуя будущее пиршество, а последующие их действия зависят от типа местности. На открытом пространстве затаиться негде, и волки сразу атакуют; в лесу они подкрадываются с подветренной стороны, передвигаясь друг за другом и надеясь застать жертву врасплох.

Такая манера охоты позволяет добыть лося или другого зверя-одиночку, хотя они, скорее всего, почуют врага и окажут ему сопротивление. Крупный рогач может принять боевую стойку и ударами копыт отогнать волков, которым придется отступить и заняться поисками жертвы послабее. Если жертва начнет убегать, волки предпримут погоню, но откажутся от нее, если проиграют в скорости, - им нет смысла без нужды расходовать силы, которые еще не раз пригодятся.
Естественный отбор

Здоровым и сильным копытным, по большому счету, нечего бояться волков; поэтому стая всегда высматривает молодняк, старых или больных зверей, которых легче поймать. Это хорошо видно, когда волчья стая нападает на стадо северных оленей или овцебыков; волки бросаются на молодых особей, и самые слабые из них становятся легкой добычей. Таким образом, стадо, на которое постоянно нападают волки, будет здоровее хорошо охраняемого. Напав на стадо, волки пытаются создать в нем панику, чтобы отогнать будущую жертву и легко ее завалить; если же стадо сумеет перегруппироваться и взрослые звери окружат малышей стеной из твердых копыт и грозных рогов, волки уйдут, несолоно хлебавши, но все равно будут издали следить за передвижениями замеченных в стаде слабых или больных особей.
Волка ноги кормят

Охотясь всей стаей, волки увеличивают свои шансы на успех. Такой "командный подход" проявляется в следующем. Два или три волка затаиваются в засаде, а вся стая нападает на стадо и гонит его на ловцов; те выскакивают из "секрета", в стаде начинается паника, испуганный олень шарахается в сторону; его настигает один волк, затем - другой, олень вовсю отбивается, но, в конце концов, падает... Первым утоляет голод вожак, поедая лучшие куски и вымазываясь кровью жертвы; другие волки толкутся поодаль, ожидая своей очереди и доли; если мясо останется, волки зароют его в землю или же просто оставят, а сами умоются в ближайшем ручье, выспятся и придут за добавкой. Если в логове их ждут кормящие свой выводок самки, волки отнесут им мясо - сырое в зубах или полупереваренное в желудках. За один раз волк может съесть до 10 кг мяса, и своего не упустит, напоследок хорошенько обглодав кости; если на обед волку попался небольшой зверек, он съест его целиком, даже со шкуркой. Волк утоляет свой голод основательно - ведь 90% его охотничьих вылазок заканчиваются неудачей, и порой для доброй охоты он должен рыскать несколько дней. Чтобы выжить, волкам приходится непросто, и если удача им улыбнется, они берут от своей хищной жизни все, что могут себе позволить.

4

Язык волков

Образ жизни волчьей семьи (стаи)

Волчья семья (стая) сложилась как тесное, устойчивое и оптимальное для борьбы за существование сообщество, связанное кровным родством, по следующим причинам:
в семье-стае облегчается выкармливание и воспитание потомства;
в семье легче и менее рискованно добывать пищу, поскольку обеспечивается взаимопомощь при добыче и совместное использование добытого или найденного;
семья закрепляет за собой и охраняет определенный кормовой участок, куда не допускаются "чужие".

Это приводит к упорядочиванию использования пищевых ресурсов и исключает крупные конфликты между стаями, что обеспечивается во многом господством жесткой дисциплины, безоговорочным исполнением приказаний старших, особенно руководителя стаи - матерой волчицы. Такой образ жизни волков является одной из главнейших причин их приспособленности к различным условиям и сохранению волка как вида почти во всех странах мира, несмотря на столетия преследования его человеком. Волк способен обеспечивать воспроизводство и устойчивость популяции, а временами и значительные "всплески" численности и расширение зоны обитания. Успешная деятельность волков в семье-стае, безусловно, возможна лишь при хорошем развитии языка общения, передачи и приема информации, что великолепно достигнуто волками в процессе длительной борьбы за существование. Основой волчьего языка является звуковая сигнализация, а в ней главным элементом - вой. Звуковое общение посредством чрезвычайно многообразного воя присуще только волкам. Ни один из крупных хищников России не использует столь многозначный вой. Вместе с тем известно нередкое использование воя и омерзительного хохота у некоторых пород гиен в Африке, причем эти крупные хищники, по некоторым морфологическим признакам схожие с волками, тоже ведут стайный способ охоты, аналогичный волчьему. Язык волка коренным образом отличается, скорее даже противоположен языку другого представителя семейства собачьих - домашней собаки:
из звуковых сигналов взрослый волк чаще всего использует вой и чрезвычайно редко лает или взлаивает;
собака, напротив, чаще всего лает, а вой, довольно однообразный, издает лишь в некоторых ситуациях.

Системы жизни волков и собак диаметрально противоположны:
домашние собаки, одичав, сбиваются в крупные стаи, по 20 и более особей и полигамны. Так же ведут себя гиеновидные собаки Африки, поддающиеся приручению;
волки никогда не сбиваются в крупные стаи, но живут только моногамными семьями или, в случае необходимости, в одиночку;
приручение волка, даже выросшего в доме человека, очень сложно, неустойчиво, а поведение такого "домашнего" волка нередко становится непредсказуемым и даже опасным.

Противоположность волчьего языка и образа жизни языку и поведению собаки заставляют вспомнить соображение широко известного биолога-охотоведа М. П. Павлова о сомнительности распространенного мнения о происхождении домашней собаки от волка. Такой же точки зрения придерживаются и другие ученые. Так, по В. Соколову и О. Россолимо, "еще одну до сих пор не решенную проблему составляет определение статуса домашней собаки" (Бибиков, 1985, стр. 23). Весьма возможно, что в семействе собачьих (Canidae) создались независимо собаки (Canis), впоследствии собаки домашние (Canis familiares), и волки. Представляется, что идиллические картины добродушных, похожих на дворняжек волков, нарисованные в книге канадца Ф. Моуэта "Не кричи: "Волки!" едва ли могут быть приняты на веру. Возможно, в условиях Канады или севера США при изобилии диких животных (оленей, зайцев, грызунов и др.) волки не опасны для домашних животных и человека, поскольку дикая фауна обеспечивает полное и легкодоступное питание хищников, и им нет никакой необходимости рисковать, нападая на домашних животных или людей, Но в условиях России и других стран, где легкой добычи для волков существенно меньше, голодные волки рвут домашних животных и становятся опасными для человека. Поэтому картины жизни волков и выводы Ф. Моуэта, некритически принятые для условий, где волки нередко голодают, наносят вред стремлениям если не уничтожить волков, то снизить их численность до приемлемого уровня для сохранения как вида. По Л. Крушинскому, Е. Мычко, М. Сотской и А. Шубкиной, "около 30% волков средней полосы России потенциально способны напасть на человека." (Бибиков, 1985, с. 287). Это еще раз подтверждает необходимость борьбы с волками в России.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О ВОЛЧЬЕМ ЯЗЫКЕ

Разновидности воя волков и других сигналов.
Основу языка волков составляют следующие элементы звуковой сигнализации:
главнейший - вой с его непередаваемыми разновидностями и оттенками. Более того, возможно, что вой издается волками не только в диапазоне частот, слышимых человеком, но и в других диапазонах, доступных волкам;
фырканье и звонкий лай;
рычание, клацанье зубами, визг, скуление, взлаивание;
разноголосье, тявканье, подскуливание, визг молодых волчат.

Кроме звуковой сигнализации, передача и прием информации волками ведется посредством следов жизнедеятельности, запахов и визуально.Это могут быть:
мочевые точки;
следы передвижения (следы ног, остатки шерсти на кустах и деревьях и др.);
поскребы на земле или на снегу, следы вывалявшихся волков на земле или снегу, падали и т.п.;
гнездо (место вывода и первоначального выращивания волчат);
логово в широком понимании этого термина как система гнезда и дневных лежек, обычно в пределах кормового участка данной семьи;
запахи волков; они не только индивидуальны, но часто неуловимы человеком, хотя прекрасно улавливаются и различаются волком;
непосредственные контакты зверей в воспитательных, агрессивных и других целях.

Имеет значение и визуальная информация. Здесь особое внимание уделяется весьма разнообразной мимике, положению и движениям тела, ушей и хвоста. (Бибиков, 1985, с.295-303). Неразгаданных тайн воя волков так много, что это заставляет ученых прийти к следующему выводу: вой является самым загадочным и вместе с тем наиболее притягательным феноменом в биологии волка. В настоящее время не существует не только единого мнения о функции данной звуковой реакции, но подвергается сомнению и сама постановка вопроса (А. Никольский, Н. Фроммольт, 1989). Таким образом, по своему многообразию, как это ни парадоксально, волчий язык, особенно вой, сходен с языком людей. Волки воют преимущественно на зорях и ночью, но иногда, особенно после гибели одного из членов семьи, и днем. В этом случае вой особенно част и продолжителен. Так, после отстрела волчицы жители соседней деревни дали следующее красочное описание тоскливого, горестного воя: "Волки с неделю выли утром, вечером, иногда днем, ажно плакали". (Бологов, 1982). При этом вой строго индивидуален, так же, как голоса и интонации людей. Четкую характеристику индивидуальности воя матерого дает старейший волчатник МООиР Василий Петрович Петров: "Один кобель голосистый, другой гнусавый, один воет длинно, другой покороче". И все же при всем многообразии волчьего воя можно выделить некоторые стойкие особенности. Прежде всего, как и голоса людей, вой волков отчетливо различается по половозрастному признаку:
вой матерого волка - густой и низкий, очень редко с взлаиванием;
вой матерой волчицы - на значительно более высоких нотах; иногда имеет место скуление и взлаивание;
вой переярков - на еще более высоких нотах с частым взлаиванием, иногда поскуливанием;
прибылые не воют. Они "голосят", издают разноголосое, типично щенячье тявканье, взвизгивание, скуление.

Как уже отмечалось, высота звука, тональность, частота повторения, продолжительность, склонность к вою в разные часы суток - все различно, индивидуально.

Назначение звуковых сигналов, особенно воя.
Волки вкладывают в вой совершено определенные значения: угрозу, тоску, отчаяние, грусть, сигнал о пойманной или найденной добыче, призывы, ласковые интонации по отношению к волчатам и др. Волчица, возвращаясь к логову, негромким скулением нежно созывает разбредшихся волчат, на логове она коротко и негромко отвечает воем на вой возвращающегося матерого. Волчица или матерый, заслышав неумелую подвывку, заподозрив извечного врага - человека, резким фырканьем или рыком с клацаньем зубами обрывают неуместный ответный вой переярков или тявканье прибылых, а если они не послушаются мгновенно, то и накажут непослушных. Когда волчата подрастут, сигналы тревоги служат командой подросшим волчатам: "Всем спрятаться и затаиться". В последние дни беременности и в первые дни после щенения волчица лежит "крепко", беззвучно. Одинокая волчица во время гона призывно воет, поджидая самца, но услышав его ответ, сама не отвечает и не идет навстречу. Способности волка к определению направления на источник воя таковы, что он с первого раза точно его определяет и, как по пеленгу, выходит на него. Матерый, возвращаясь к логову обычно позже волчицы, издает свой обычный вой, но несколько более слабый, короткий: "Я на подходе". Матерый иногда огрызается на волчат, требующих у него отрыжки, старается отойти, но после вмешательства волчицы все же срыгивает. Заслышав умелую вабу голосом самца или вой конкурента, посягающего на его кормовой участок, матерый с яростным рычанием идет ему навстречу для битвы. Были случаи, когда в азарте он "вылетал" к искусному подвывале с явно агрессивными намерениями.

Одиночный и групповой вой.
Одиночный вой служит для связи между членами семьи-стаи, определения местонахождения одиночек, предупреждения о занятости территории, установления контактов разнополых зверей в период гона, выражения состояния особи, для созыва волчат и заботы о них со стороны родителей, сигнала добычи, тревоги и др.
Групповой вой служит для сплочения семьи-стаи и выражения ее состояния, Возможно, групповой вой дружной, многочисленной и мощной семьи-стаи служит доказательством прочной занятости данного кормового участка.

Смысл звуковых сигналов.
Определение смысла звуковых сигналов весьма необходимо для организации успешной охоты, но они столь многообразны, что приведенные нами данные - лишь первое приближение к познанию волчьего языка и далеко не свободно от ошибок.

Сигнал созыва волчат матерой образно описан В. Бологовым (1986). Звуки напоминают "ау" перекликающихся в лесу женщин, но как бы перевернутые - "у-у-у-у-а-а". Продолжительность небольшая, всего 4-7 секунд. Описывается случай, когда после гибели волчицы около гнезда стал часто появляться матерый и, не доходя до гнезда 300-400 м, издавал для волчат длительный сложный вой с "успокаивающе нежными" интонациями.

Сигналы предупреждения об опасности.
Фырканье обычно используется волчицей, реже матерым для предупреждения волчат. После этого сигнала волчата проворно скрываются и затаиваются в защищенных местах. Звонкий лай и вой, чередующийся с фырканьем, - редкий сигнал, и нам не доводилось его слышать. А. Никольский и К. Фроммольт (1989) так описывают его: "Реакция волков на своего злейшего врага - человека не ограничивается фырканьем Звонкий лай, очень похожий на лай собаки или на вой, чередующийся с лаем. Когда волки разберут обман неумелой вабы, волчица при конце воя обрехом, слогом "гамм" сразу обрывает ответ выводка". В. Бологов (1986) запрещающий сигнал матерого сравнивает с мощным "гов-гов", после чего волчата моментально умолкают и затаиваются. Попытаемся дать "вольный перевод" некоторых фраз волчьего языка.Вот сперва тихо затянул свое "у-у-у-у" матерый, словно провода гудят под ветром, Звук все крепнет, тон чуть выше, и вот уже на весь лес раздается густой, тягучий вой. Чувствуется мощь здоровенного волчицы. А под конец грозным предупреждением звучит еще более басистое "о-о-о-о" или "о-о-о-а-а": "Слышите, эта мой и моей семьи лес, мой кормовой участок, берегись, чужак!" Вот с неизбывной тоской затянула в два колена матерая: "у-у-у-у-у", "у-у-у-о": "Как сохранить еще не совсем окрепших, но шустрых волчат? Что-то разбрелись они. Куда делся тот, самый крупный, лобастый, который вечно затевает возню и драки. Мать здесь, иди сюда, несмышленыш!"

Нераспознанные сигналы волчьего языка.
Опытные охотники-волчатники неплохо разбираются в волчьем языке, Однако, несмотря на столетия охоты на волка, на многочисленные научные исследования и публикации по биологии и повадкам волков, мы до сих пор не знаем (и едва ли скоро будем знать) многие особенности волчьего языка, способов общения волков. Например, не известны сигналы, которыми пользуются волки при организации и проведении совместных охот. А различная сигнализация совершенно необходима для организации и осуществления волчьих охот, которые весьма разнообразны. При их проведении валки отлично используют условия местности, учитывают особенности поведения своих жертв. С. Корытин и Д. Бибиков читают, что "богатство охотничьих приемов - одна из главных причин необычайной экологической пластичности волка, способности выдерживать интенсивное преследование" (Бибиков, 1935, стр.323).

Вот один из примеров. Семья-стая при кочевом образе жизни нередко проводит групповые, весьма добычливые охоты. При этом, подобно нашим охотам "загоном", семья-стая разделяется на загонщиков и "стрелков", то есть волков на номерах. Но какими сигналами они организуются, как устанавливается распределение обязанностей кому идти в загон, а кому обходить добычу, становиться на верном лазу и стремительно перехватить жертву? Или как организуется охота на крупного и, опасного зверя, например, лося, когда часть волков отвлекает сохатого с головы, причем они не нападают на него, увертываясь от копыт и рогов, но не дают ему хода, а другие волки нападают сзади и с боков? Рвут промежность, бедра, живот и бока, в результате чего жертва погибает от потери крови. Известен случай, когда на морозе от хваток волков сзади и с боков, кровь вперемешку со снегом замерзала на задних ногах лося, превращая их в кровавые тумбы. О высокой организации групповых охот свидетельствует и следующее. Несмотря на то, что такие волчьи охоты производятся систематически, мы ни разу не видели волков, погибших от копыт или рогов или следов их поражения. Публикаций о гибели волков от лосей или оленей, насколько нам известно, нет, а красивые картины об этом, скорее, придуманы. Гибель волков во время охоты, конечно, бывает, но чрезвычайно редко. Неоспоримо, что столь разумные приемы многочисленных коллективных волчьих охот могут быть организованы и проведены только с обменом информацией, подачей еще неизвестных команд или очень тихой звуковой сигнализацией, то ли совершенно бесшумно, мимикой, прикосновениями, телодвижениями, то ли каким-либо иным способом. Именно необыкновенно развитая система сигнализации (обмена информацией) обеспечивает тесно сплоченной семье-стае высокую эффективность коллективных охот, а следовательно, и выживаемость в самый трудный зимний период. Как отмечалось выше, даже в той части звуковой сигнализации, которую может слышать человек, еще много неясного. Но совсем неизвестна нам вполне вероятная гамма волчьего языка на частотах, не слышимых человеком. А ведь известно, что волк иногда принимает позу для воя, запрокидывая голову, но самого воя при этом люди не слышат. В свете сказанного и в прикладном и в научном плане необходим широкий сбор сведений о волчьем языке и дальнейшие исследования этого феномена.

Дополнительные особенности воя, важные для обучения подвывке.
Как отмечалось, вой матерого отличается густотой тона, басом или баригоном, мощностью и продолжительностью, почти всегда без перерывов. Вой, особенно низкий вначале, в середине немного повышается, а заканчивается опять на низкой ноте. Это длительное "гудение" почти на одной низкой ноте сходно с протяжным "у-у-у-у" или "у-у-уоо", а иногда с еще более коротким басистым, грозным окончанием "у-у-у-у-о-а-а". Изредка вой матерого бывает с небольшим перерывом. Длительность воя различна, как и степень "гнусавости". Дыхательный аппарат матерого волка значительно совершеннее, чем у человека, поэтому волк иногда может "тянуть" на одном дыхании больше чем человек, до 20-25 секунд, но в большинстве случаев длительность воя - порядка 15 секунд. При помощи современной акустической аппаратуры, использованной А. Никольским и К. Фроммольтом (1989) при содействии В. Бологова, удалось получить в условиях Центрального лесного заповедника фонограммы воя крупного волка (вероятно, матерого). Длительность воя была всего 8-10 секунд. Это подтверждается и на подслухе и при подвывке. Выводок откликается на подвывку "среднего" вабельщика длительностью порядка 10 секунд. Кстати, известный волчатник Московской области А. П. Изотов успешно имитировал вой матерого подвывкой длительностью 10-12 секунд. Волчица воет на высокой ноте, сравнимой с тенором, заунывно и тоскливо. Слышится долгое "уу-у-у" с переходом в конце колена на "о-о-о" или "а-а-а". Воет волчица "в два колена" с коротким перерывом между ними или без перерыва, только с заметным ослаблением, как бы замиранием звука. Длительность одного "колена" всего 5-7 секунд. На магнитофонной кассете, розданной участникам семинара волчатников МООиР в июне 1996 года, записаны подвывки А. Изотова и Ф. Васильева, а также натуральный вой волчицы без полных перерывов между "коленами" общей длительностью 10-13 секунд и разноголосое, тонкое, то ослабевающее, то усиливающееся тявканье, взвизгивание и взлаивание волчьего выводка в августе, длительностью порядка 1-1,5 минуты. Переярки воют высоким тоном, еще короче, чем матерые. Кроме того, их вой отличается взвизгиванием и взлаиванием, обычно в конце "колена". Прибылые (щенки) голосят по щенячьи. По мере подрастания они обучаются основам волчьего языка, постепенно осваивая короткие подвывания с частым тявканьем, взвизгиванием, все приближаясь к звуковой сигнализации переярков.

Время воя по сезонам.
Вой волков можно услышать почти круглый год, только в период гона, в середине зимы, и в период щенения вой редок. В период гона это или призывный вой созревших волчиц, или перекличка переярков, иногда басовые партии матерых самцов. Поздней весной и в начале лета матерые обычно избегают выть, боясь выдать местоположение гнезда. По необходимости их вой бывает кратким и не громким. Частота воя по месяцам представлена на графике. Наиболее часто волки воют в июле-августе, когда волчата, окрепнув и достигнув 1-1,5 месячного возраста, активно перемещаются и когда матерые и прибылые начинают менять логова (дневные лежки, временные логова, дневки).Дневки бывают в удобных, хорошо защищенных местах. Зимой, в сильные холода - это густой еловый подрост и т.п. защищенные от ветра места, но во второй половине зимы, когда начнет пригревать солнце - нередко на солнцепеках. С течением времени и переярки, до второй половины лета болтающиеся отдельно, начинают все чаще присоединяться к матерым с волчатами, образуя уже полную семью-стаю. В этих условиях особенно необходимо звуковое общение. Одиночный вой в основном требуется для связи между членами семьи. Часто воют матерые на подходе к логову, а волчата, иногда и переярки, им отзываются. Нередка также и перекличка переярков. Бывает, что проголодавшиеся волчата, не дождавшись матерых, начинают скулить, взвизгивать и подтявкивать. Попозже появляется и групповой вой семьи-стаи, наступает пора наиболее частых "волчьих концертов". В суточном разрезе чаще всего валки воют в сумерках, на зорях. Наиболее вероятно услышать вой в течение 1-2 часов после заката солнца или перед рассветом. В это время особенно возможен групповой вой. Нередок вой ночью. Днем волки отдыхают, Вой их крайне редок, а при необходимости перекличка или сигналы потерявшимся прибылым осуществляется тихо - коротким подвыванием или взвизгиванием.

5

Символ "волк"

Волк - это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей - льва дрессируют в цирке.)
Волк - это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.
Волк не подбирает падаль, а значит - это и символ чистоты.
Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. - Волк - это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)
Волк - символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.

А что у разных народов означает волк как символ:
У большинства народов волк означает землю, зло, пожирающую страсть и ярость. Волки и вороны часто оказываются близкими друзья примитивных богов мертвых.
У алхимиков волк вместе с собакой символизирует двойственную природу Меркурия, философскую ртуть и ноус.
У ацтеков воющий волк - бог танца.
В кельтской мифологии волк проглатывает Небесного Отца (солнце), после чего наступает ночь. У китайцев он символизирует прожорливость и алчность.
В христианстве волк - зло, дьявол, погубитель паствы, жестокость, хитрость и ересь, а также человек с неподвижной шеей, так как считается, что волк не способен обернуться. Волк был эмблемой святого Франциска Ассизского, приручившего волка Губбио.
У египтян он является атрибутом Кхенти Аменти и Упуат.
В греко-римской традиции волк посвящен Марсу (Аресу) как олицетворение ярости, а также Аполлону и Сильвану. Волчица, согласно легенде, вскормившая Ромула и Рема, часто изображается в римском искусстве.
Волк символизирует также доблесть. У евреев волк олицетворяет кровожадность, жестокость, преследующий дух (Бытие, 49:17).
У индийцев ашвины спасают перепела дня от волка ночи.
Волк является ездовым животным ведьм и чернокнижников, его облик принимает оборотень или вервольф.


Вы здесь » BlackWolf » Общение гильдии BlackWolf » Интересно почитать на досуге.